1. Карта «The Fool», Глупец

Крайности сходятся. И чаще всего это происходит на уровне языка – одним и тем же словом обозначают вещи, чуть ли не противоположные. Ну, как сравнить младенцев, агукающих в колыбели, и тех обычных взрослых людей, что в ассортименте представлены на страницах «Маленького принца». Но ничто не запрещает назвать и тех и других глупцами, хотя между ними самая настоящая пропасть.

Видимо как раз она и изображается на классической карте Таро – прекрасный юноша с котомкой за плечами и розой в руке идет солнечным деньком по тропинке, но вот еще один шаг – и тропинка оборвется. Нет, он не упадет. Просто станет взрослым и останется им уже навсегда. Легко перемахнуть через бездну – это естественная способность гибкого неструктурированного ума. Но назад дороги не будет.

Карта «Глупец» – это образ как раз такой младенческой глупости. Когда все возможно. Препятствий не видно, просто потому что их нет. Все пути отрыты. Но одновременно это и жажда действия, невозможность сохранять первозданную чистоту, крайне неустойчивое состояние. Точно как воздух, заключенный в шарике – пока газ окружен упругой пленкой, он давит на нее, распирает, но так и пребывает в этом тесном объеме. Но стоит шарику лопнуть, как воздух из него разлетается во все стороны и обратно его уже не собрать.

Карта «Глупец» – это прообраз джокера в современной колоде. Карта, которая в зависимости от ситуации может играть любую роль. И, что интересно, эта роль не обязательно должна быть главной. Это может быть и туз, но может быть и шестерка. Иерархия отсутствует, она признак взрослого ума, искусно расставляющего приоритеты. Тут же имеет место игра в чистом виде, когда игрушкой может стать все что угодно, а результат непредсказуем. Больше того, нет желаемого результата. Только игра.

Глупец – это возможность, почти необходимость, которую мы наблюдаем в самом начале пути. Научиться возвращаться в такое состояние, это настоящая магическая задача.

Так почему мы ничего не помним
о времени, когда мир – колыбель?
Когда к «любви» подыскивать синоним
не надо – все слова бьют прямо в цель.

Наверно это вынести нельзя –
тот миг упущен, и теперь всё зря.


^

Наверх

2. Карта «Magician», Маг

В классическом исполнении карт Таро перед Магом изображен стол, где лежат четыре предмета: Чаша, Меч, Жезл и Диск (или пентакль, т.к. на диске изображена звезда). Эти магические предметы – масти карт Таро.

Лири предполагает, что им можно поставить в соответствие четыре аминокислоты, лежащие в основе генетического кода: гуанин, цитозин, аденин и тимин. Так что масти – это что-то вроде букв, с помощью которых составляется генетическая программа. И Маг – это та модификация Нечто, которая решила выйти из нулевого состояния Глупца и написать что-нибудь с помощью этих букв. Обычно над головой Мага изображают знак бесконечности. Как будто Маг думает о том, что этих четырех «букв» вполне достаточно, чтобы составить из них сколь угодно большой текст. И с этой потенциальной бесконечностью нужно что-то делать, с чего-то начать.

Если Глупец наслаждается свободой, то в этой стадии она показывает свое второе лицо – невыносимую тяжесть выбора. Поиск цели, терпеливое взращивание намерения ее достичь,способность полюбить этот долгий путь от замысла к воплощению, и, наконец, неминуемое расставание с результатами своих усилий ради продолжения пути – выполнение любого пункта этой программы требует настоящего магического таланта и везения.

Начать бывает иногда не просто,
ведь перед нами тысячи путей.
Свобода – это как до горизонта плоскость,
и страшновато – справимся ли с ней?

Как сделать, чтобы цель была одна,
в бездонной пустоте достигнуть дна?


^

Наверх

3. Карта «The Empress», Императрица

Если есть Императрица, то должна быть Империя. И это империя чувств. То, что возникает на границе двух сред. Но эта граница – не противопоставление, а слияние, некое единство, когда две, поначалу противоположные стихии, приходят в контакт, превращаясь при этом во что-то третье.

С эволюционной точки зрения, эта карта символизирует выход земноводных на береговую линию. Рыбы парят в непрерывной среде, они составляют с океаном единое целое, так как граница простирается в бесконечность. С выходом на берег эта граница разрушается, существо остро ощущает свою беззащитность, оно как бы вывернуто наизнанку, распахнуто. Но никто не остается без покровителя. На земле вступает в свои права Императрица. Она – это тепло и влажность пруда, поросшего ряской, жар нагретого солнцем песка, нежный утренний ветер.

Эта карта Таро обозначает первый дом на земле, уют, страстные объятия. Это царство тактильных ощущений. Лежать,прижимаясь животом к теплой земле, загорать на пляже, идти по кромке воды, когда ноги омывает прибой – так человек может пробудить в себе эти давние, но так прочно закрепленные воспоминания. И это, конечно, секс. Нечто настойчивое, удобное, мягкое, плавное, теплое, влажное. Каббалисты отождествляют эту карту с еврейской буквой «далет», что означает «дверь». Кроули называл эту карту «Дочерью Сильных», царственной дочерью, которая, сочетавшись с Глупцом, превращает его в Мага.

Но и этот кокон чувственности – лишь очередная ступень в непрерывном восхождении. Куда?

Все наши встречи – лишь прикосновенья,
другого нам, как видно, не дано.
И по прошествии чудесного мгновенья
расстанемся мы как заведено.

Замкнется нежность на запястье как браслет,
но время на песке смывает след.


^

Наверх

4. Карта «The High Priestess», Верховная Жрица

Эта карта демонстрирует взаимодействие власти и тайны. Власти над своей территорией, над своим тайным уголком. В этом отношении поведение Жрицы соответствует тактике маленького зверька – вырыть норку, снабдить ее тайными ходами, организовать жизнь по-своему, защитить ее от агрессии внешнего мира. Ловкость, хитрость, внутренняя иерархия – вот три базисных вектора, на которые раскладывается этот поведенческий паттерн.

Отразившись в зеркале эволюции, Верховная Жрица предстала в образе первых млекопитающих. Несмотря на свою слабость и беззащитность, они оказались более пластичными, быстрее реагировали на изменения жизни, что позволило им благополучно пережить несопоставимых по силе гигантских рептилий.

Люди не ограничиваются созданием границ на земле. В метальном пространстве каждый может открыть свой личный остров, нанести на карту своего сознания и далее поступать по желанию. Либо открыть границы, всячески популяризировать и распространять свои идеи, либо сделать их тайными, доступными лишь узкому кругу посвященных. Обычно реализуется некая комбинация этих противоположных подходов: так сказать экспортный вариант – публичная версия, и сокровенное знание – высшие, труднодостижимые аспекты. Как если бы у мыши был свой помеченный участок поля, который она считала своим, но в то же время и личная нора, которую она при случае защищала бы как дом-крепость.

Верховная Жрица должна проявлять свою власть скрыто. Лоренс так комментирует эту скрытность: «Её нарекли Оккультной Наукой, но в действительности в ней сокрыта Тайна». И Лири с присущим ему юмором добавляет: «Жизнь грызуна, полная преступлений и сладких обманов, совершаемых с коварной улыбкой».

Границы мира все-таки условны
хотя и представляются броней,
которой не пробить. И хищник злобный,
лишь напугав, проходит стороной.

Но мы, мелькнувши в зеркале границ,
пред отражением своим упали ниц.


^

Наверх

5. Карта «The Emperor», Император

«Я, мне, моё» – вот три слова, необходимый минимум для объяснения сущности Императора. Это диктат Эго, разделяющий мир на свое и чужое. Своё, нуждающееся в постоянной защите, и чужое, как смутный объект желания. В комплекте с этими нехитрыми, почти механическими реакциями, поставляются эмоции, раскрашивающие происходящее причудливыми красками. Отчаяние и ужас для Императоров-неудачников. Радость и восторг для Императоров-победителей. Сострадание и горе для рефлексирующих Императоров. Страсть для ненасытных Императоров... Список может быть продолжен.

Будучи один раз запущена, эта программа начинает проявлять себя на различных уровнях – от внутренних диалогов и споров «с сами собой», до конфликтов между государствами. Даже в знаменитом лозунге «Все для человека!» чувствуется этот императорский задор, готовность все подмять под себя, выстроить пирамиду, со своей статуей на вершине.

Возможно, это та область, где проще всего заметить собственную несвободу. Жажда власти – что это? Что именно меняется в жизни человека к лучшему, когда он расширяет границы своего контроля? Только голые инструкции, жестко инсталлированные эволюцией, роботическая радость исполнения,необъяснимые приказы, которые невозможно игнорировать.

Каждый раз, когда общество или человек становятся на позицию здравого смысла, прагматичности и контроля, получается одно и то же – иерархия доминирования. Это гора, которая выстраивается сама собой, как песок в нижней чаше песочных часов. Может показаться, что эта структура – плод упорного труда, творчества и самоотверженности, но при внимательном рассмотрении оказывается, что это результат работы математической закономерности и свободного падения частиц.

Как сладко чувствовать неведомую силу,
швыряющую нас в водоворот
людских интриг. Не миновать нам Сциллу
или Харибду (кто их разберет?)

Отдаться с наслаждением возне.
Нам не дождаться помощи извне.


^

Наверх

6. Карта «The Hierophant», Верховный Жрец

В то время как Император опирается на мускульную силу (стремление к власти находит свой выход в физическом принуждении), то Верховный Жрец действует иначе. Его оружие – манипулирование при социальных коммуникациях, политические технологии на самых разных уровнях – от личного общения и поведения в семье до связей с общественностью и создания культов.

Эта тактика требует больших энергетических и временных ресурсов, но и действует гораздо эффективней прямого принуждения. Как свет далекой звезды может быть виден еще долгое время после того, как звезда погибла, так и власть Верховного Жреца распространяется далеко в будущее, она уже отделена от конкретного человека или группы людей, стала идеей, образом мысли.

На бытовом уровне лучшим примером может служить школьный учитель. Ему категорически запрещается применять физическую силу, но в то же время требуется осуществлять жесткий контроль. Вокруг него плетется эмоциональная сеть, и он должен если не руководить этим строительством, то, во всяком случае, уметь пользоваться сложившимся положением.

Как всякая эффективная технология, манипулирование обладает неожиданными на первый взгляд чертами. Зачастую Верховному Жрецу не нужно обладать ни какой-то привлекательной идеей, ни даром убеждения, ни силой духа. Достаточно популярности. Отдельный вопрос, как её достичь, но иногда она появляется лишь благодаря игре случая, в ответ на общественные ожидания, просто из-за наличия вакантного места. И тогда Верховный Жрец становится просто частью системы, безвольным символом, игрушкой в руках судьбы.

Человеческие отношения превращаются в запутанный лабиринт, и задачей Верховного Жреца будет не поиск выхода, а еще большее погружение в его пучины. И для людей, блуждающих по темным переходам, уже нет разницы между самим лабиринтом и проводником.

Рожденные ходить по лабиринту,
не видим, как он странен с высоты.
Из всех возможных выбрали причин, ту,
что от него зависим я и ты.

Так – от развилки и до тупика
идем за ним. Дорога не легка.


^

Наверх

7. Карта «The Lovers», Влюбленные

Есть такая детская развивающая игра – дается панель с углублениями разной формы и соответствующие им фигурки. Нужно для каждой фигурки найти свое место. Эта карта символизирует как раз такой поиск соответствий и радость от удачного решения этой непростой задачи.

Тело способно принимать всевозможные положения, совершать разнообразные движения. И оно радо, если научилось какому-нибудь новому танцу, спортивному упражнению, удобной позе. Что заставляет ребенка сначала ползать, потом вставать на ноги, потом учиться ходить? Тело ждет, требует движения, ему необходимо начать реализовывать свои возможности. Оно готово, чтобы в него «вложили» эти умения, ради которых оно и появилось на свет.

Так же и слова, вся структура языка находит свои «ячейки» в уме. Ребенок легко запоминает и интуитивно улавливает связи между знаками и предметами, каждая «вещь» находит свое «место». Возможно, это встречные процессы – и слова как камушки вдавливаются в мягкий влажный песок ума, остаются там на всю жизнь. Со временем ум утрачивает пластичность, и камни новых слов остаются лежать на поверхности,их легко перепутать, смести, забыть. Пора восприимчивости прошла, и душа уже не может ответить взаимностью новинкам этого мира.

Карта «Влюбленные» символизирует то удивительное место, где противоречия сходятся. Они гармонично дополняют друг друга,там «да» вполне может обозначать «нет» и наоборот. Влюбленные уязвимы и нежны, но в то же время напоминают крохотный росток, чудом пробивающийся через толщу асфальта. Каждое последующее мгновение точно соответствует предыдущему. Это называется жить в гармонии с Дао,когда воля сливается со случаем до полной неразличимости, «Я» находит свое место в мире и помещается в нем без зазоров.

Как в кино, что пустили наоборот,
невозможное стало возможным.
От земли оторвались. Свободный полет.
Васильки, лопухи, подорожник

в облаках растворились. И радостный смех.
Это проще простого – падение вверх.


^

Наверх

8. Карта «The Chariot», Колесница

Колесница, единственный объект среди старшего аркана Таро, который изготовлен при помощи инструментов в мастерской. Это материализованная идея, изобретение, новая реальность, которая начинает возникать над так называемым «естественным миром», над природой. Колесо – простейший образ, иллюстрирующий свойства этой новой реальности. Нечто глубоко чуждое естественности, но в то же время простое и эффективное.

Тактика естественного отбора слишком нетороплива, расточительна, рассчитана на успех видов. Индивидууму отведена скромная роль исполнителя инструкций. Карта Колесница символизирует бунт личности против эволюции. Человек становится изобретателем, он ищет собственные стратегии,сам начинает экспериментировать и выбирать. Мысленный эксперимент, счастливая идея может в одно мгновение решить задачу, для решения которой эволюции потребовались бы миллионы лет. Откуда приходят эти идеи? Это неизвестно. Колесничий держит в своих руках поводья, но кони, несущие его вперед, таинственны. В традиционном варианте на карте изображены два сфинкса, черный и белый. Они даже не двигаются, а просто присутствуют. Без них колесо так и останется бессмысленным кругом, галькой на берегу океана. Но изобретатель может спросить, и получить ответ. Кто отвечает? Где хранятся все эти блестящие идеи? Но вот уже в круге проделано отверстие и в него вставлена ось. Магия закончилась. До следующего правильно заданного вопроса.

Мы живем в мире, состоящем из реализованных фантазий. Оглянитесь вокруг. Все эти вещи были кем-то придуманы,изобретены, а потом сделаны. А те, что возникли «сами собой» тоже заняли свои места, повинуясь чьей-то воле. И даже само человеческое тело все больше и больше приобретает черты, навязанные ему умом. Мы летим на этой, ставшей уже такой привычной, колеснице, забывая не только про невидимых коней, приводящих ее в движение, но и про изобретателей, непрерывно их подстегивающих.

Мечта, преобразующая мир,
расставит свои призрачные сети.
И если хвост идее прищемил –
она твоя, но точно не ответит

откуда прибежала на твой зов.
Дверь хлопнула – и сразу на засов.


^

Наверх

9. Карта «Strength», Сила

Мир, населенный отдельными сущностями хаотичен. Даже если это такие творческие и заинтересованные личности как изобретатели, которые представлены картой «Колесница». Но наступает такой момент, когда независимые мыслители понимают, что необходимо действовать сообща. Возникает еще один уровень смысла, согласованное единство, которое начинает ощущаться как внешняя сила, давление, закон, обуславливающий дальнейшее развитие системы.

Каждый, кто хоть раз был внутри большой толпы, знает, что она ведет себя как живое существо. Вокруг обычные люди, они наделены разумом, чувствами, они почти те же, кого можно встретить, прогуливаясь по улице. Но в толпе это не имеет значения, так как индивидуумы растворены в этой внешней силе. Каждый может лишь подчиняться ей, попытаться понять её желания и прихоти. Не сопротивление, а попытка почувствовать и принять верное решение. Ни уговоры, ни мольбы, ни угрозы не помогут.

Другой пример – деньги. Их сила не такая очевидная, как давление толпы, но более изощренная и всепроникающая. Изобретенные как средство обращения и накопления, они уже давно воспринимаются как нечто самостоятельное, они персонифицируются и даже демонизируются. Как заряженные частицы, обмениваясь фотонами, притягиваются или отталкиваются, как наше общество пронизано неким «финансовым полем», где деньги служат переносчиками взаимодействия, проявляют себя как сила, которую каждый неизбежно ощущает.

Или научный метод. Как бы ни был изобретателен и любознателен человек, в одиночку ему под силу не многое. Но если объединить усилия, подчинить правилам, обеспечить преемственность, то результаты работы сообщества ученых будут несоизмеримо превосходить сумму достижений одиночек. Ничто не мешает описать этот эффект как возникновение некой высшей силы,использующей своих подчиненных, направляющей их усилия в правильное русло, оценивающей результаты сделанного.

Не подчиняться силе неразумно,
ведь мы её исходный элемент.
И не разжалобить её, пустив слезу, но
возможно уловить один момент –

слепая сила обретет глаза,
ей остается только приказать.


^

Наверх

10. Карта «The Hermit», Отшельник

Если подыскивать самую общую формулировку, то эта карта символизирует перераспределение ресурсов. Ведь что такое Отшельник? Как и всякий человек, он обладает уровнем энергии достаточным для реализации заложенных в него программ. Это могут быть генетические программы, или общественные ожидания, или собственные склонности и таланты – так называемое призвание. Но он поступает наперекор этим программам. Отказываясь их исполнять, Отшельник выпадает из общества, лишается некоторых прав, но вместе с этим и многих обязанностей. При этом энергия,которая должна была быть израсходована в ходе обычной жизни, остается сэкономленной. Так или иначе, она находит новые цели, которых обычным, (правильным)путем достичь невозможно.

В теории эволюции есть специальный термин – неотения. Утрата специализации. Собственно, человек отчасти и возник благодаря неотении, которая в данном случае выражается в неполном окостенении. Благодаря позднему окостенению черепа смягчаются ограничения на рост мозга. Это очень точный образ – программа, управляющая развитием, оказывается достаточно мягкой,имеющей некоторые вариативные возможности. И эволюция, и каждый человек в отдельности имеют шанс управлять процессом развития, отказаться от жесткости в пользу гибкости и свободного поиска.

Каждый хотя бы раз оказывается в состоянии Отшельника, потому что проходил через подростковый возраст. Этот разрыв между всплеском сексуальной энергии и отсутствием взрослой специализации, роли родителя, создает ощущение пустоты,неясных возможностей, свободы и потерянности одновременно. Очевидно это отличие между роботической сексуальностью родителей и юношеской сексуальностью. Ей поток увлекает в мир эротики, поэзии, обостренной эстетической чувствительности.

Отшельник-монах, которого обычно изображают на карте, избегает навязанных ему ролей, он ищет свою мудрость, пытается увидеть собственный внутренний свет. Его цели неясны, часто они вообще не могут быть сформулированы, потому что язык оперирует только понятиями, являющимися элементами тех самых общечеловеческих программ, от которых Отшельник отрекся. Это то самое динамическое качество – почти преступление, но открывающее новые горизонты.

Пусть дом надежный и уютный,
но стены заслоняют даль.
Мы на суденышке на утлом
уходим в море. Даже сталь

не будет гибче и прочней –
душа легко сравнится с ней.


^

Наверх

11. Карта «Wheel Of Fortune», Колесо Фортуны

Фортуна – судьба обычного человека. Колесо сансары, бесконечная череда привязанностей, увлечений, желания обладать и страха потерять. Это круг жизни, привычный уклад, семейное гнездышко. Удачей, счастьем обычно называется возможность все это иметь, быть застрахованным от неудач, неуклонное стремление сделать жизнь надежнее и лучше.

Если жизнь ребенка напоминает луч, неуклонно уносящий его от пустоты младенчества, то со временем этот луч начинает искривляться, пока не замыкается в кольцо. Тот, кто еще недавно был диким и эгоистичным подростком, ищущим свободы для своего «я», принимает на себя родительскую роль. С бунтом покончено, благоразумие, практичность и послушание резко поднимаются в цене и занимают свои места в жесткой структуре мира. Теперь все расписано на годы вперед, каждый, так называемый «новый период» – лишь очередной виток заколдованного колеса.

Вырваться из этого кругового движения почти невозможно. Да этого никто и не хочет. Фактически все душевные и физические силы расходуются только на то, чтобы движение было максимально плавным и предсказуемым.

И это колесо имеет ось, два полюса. На одном – полный успех. «Жизнь удалась» – выложенная черной икрой поверх красной. На другом – ощущение невозможности продолжения этого кружения. Как герой «Белого солнца пустыни» уже не мог смотреть на эту черную икру и спрыгнул с колеса на полном ходу. Как правило такие эксперименты быстро заканчиваются – Фортуна не щадит изменников.

Жизнь – как компьютерная игра. Где единственная ощутимая награда – переход на новый уровень, очередной виток обыденности. А плата – утекающее время, которое рано или поздно закончится, чтобы каждый смог проверить – загрузит ли сансара очередной цикл индивидуального жизненного процесса.

Огнями снова манит карусель,
но не дождаться детского восторга:
работа, дом, спортзал, кино, постель,
и всем понятна неуместность торга,

когда захочется совсем другой игры –
над тлеющим костром ночной полет искры.


^

Наверх

12. Карта «Justice», Правосудие

Пока человек молод, в нем есть некое подобие каркаса,натянутых струн, которые несмотря ни на что поддерживают его, дают силы и надежду на лучшее. Это биологические программы, которые должны быть выполнены. Так заводы продолжают работать даже в самое трудное время, не смотря на войну и разруху. Если, кончено, они выпускаю патроны. Так и организм находил необходимые резервы для выхода из самых затруднительных ситуаций.

Но после того как все задачи выполнены, дети рождены и выращены, человек оказывается предоставлен самому себе. Это растянутое на долгие годы угасание, движение по инерции. Оправдания существованию нет, и поэтому его приходится выдумывать.

Так возникают жесткие догматические системы. Нет ни приключений, ни озарений, ни мистического опыта, ни научных открытий. Есть единственно верная теория, что бы это ни значило. Закон становится превыше всего – справедливости, любви, любопытства. Протезом гармонии служит относительная непротиворечивость свода правил, а протезом уверенности в завтрашнем дне – слежка за точным исполнением законов.

В отношениях между людьми остается только две роли – Родителя и Судьи. Часто они сливаются до полной неразличимости.

Это место, где начинается настоящая свобода. Её можно отшвырнуть, но можно и воспользоваться. Это первые предвестники невесомости – она пугает и манит. Незнающий волен до конца своих дней провисеть вниз головой, так ничего и не поняв. Да и можно ли тут что-то понять? Просто почувствовать, что молодость была лишь ракетой, которая придала необходимое ускорение. Теперь осталось только выбрать звезду.

Привычный мир теряет очертанья,
лишь карта пожелтевшая лежит.
И думаешь со злобой: «На черта я
был раньше ладно скроен, крепко сшит?

Когда же музыка по новой зазвучит?»
Увы, её за нас никто не сочинит.


^

Наверх

13. Карта «The Hanged Man», Повешенный

Стоит только немного изменить точку зрения, и становится очевидно, что все мы висим над пустотой космоса вниз головой, подвешенные на невидимых нитях гравитации. Карта «Повешенный» символизирует такое состояние, когда это положение вещей не только осознается, но и ощущается. В некотором смысле эта карта родственна карте «Глупец», в которой младенец освобождается от пуповины, начинает самостоятельно дышать и готов начать осваивать распахнувшийся перед ним мир.

Повешенный не подвешен, он смог преодолеть силу притяжения и теперь перед ним открываются новые перспективы. Рассказывают, что когда профессора Судзуки спросили, что чувствует человек, достигший пробуждения, он ответил: «Совсем как обычно, только паришь в двух дюймах над землей!»

Так же как и младенец, Повешенный еще не знает, что ему делать с этим волшебным умением. Он может лишь зависнуть в восторге, почувствовать каждую клеточку своего тела, удивиться тому, что так долго было для него, нет не скрыто - просто внимание было сосредоточено на другом.

Нечто подобное можно испытать в состоянии глубокого расслабления, когда тело перестает получать бесконечные указания от беспокойного ума, а сам ум оставляет бесплодные попытки превратить окружающий мир в слова. Человек ослабляет судорожную хватку и оказывается, что он не падает, а остается висеть, испытывая легкое головокружение от объятий окружившей его пустоты.

И не случайно, что с этой картой связывают букву еврейского алфавита «мем» – «вода». Это парение, свободное движение в трех измерениях, плавность, текучесть, чистота. Это благословение на новую жизнь, отмена старых, окостеневших установок. Просто продолжение пути.

Нет больше силы, прижимающей к земле,
и мыслей нет, придавливавших душу,
весь мир как будто на припеке разомлел
и отпустил меня. Теперь не струшу –

над пропастью, над солнцем, над луной
я знаю, будет Я всегда со мной.


^

Наверх

14. Карта «Death», Смерть

В принципе эту карту можно было бы назвать и «Жизнь», но тогда степень вовлеченности была бы заметно ниже. Потому что это не та жизнь, которая стала привычкой, превратилась в фон, была разменяна на бесконечную череду событий. Кратко это может быть выражено так: жизнью мы называем ту смерть, к которой успели привыкнуть.

Эта карта символизирует погружение в новое. Оно может быть внезапным, оно может быть постепенным. Но изменения должны носить фундаментальный характер, так что продолжение возможно лишь при существенной трансформации личности, всего образа жизни. Так что тут уместнее говорить о переменах охвативших весь мир, потому что целостность восприятия разрушается и должна быть восстановлена в каком-то новом качестве.

Подобные состояния очень плотно связаны с такой важной вещью как «интерес». Именно он заставляет мир снова собраться из кусочков, позволяет выбрать новые цели, начать очередную игру. Касание смерти обещает сделать привычное свежим, неважное значительным, бессмысленное необходимым. Это существенно неустойчивое состояние. При возвращении к старому, все вновь тускнеет, забывается, входит в привычную колею. Но обстоятельства, набранная скорость или тяга к приключениям может сделать это процесс необратимым и тогда не остается ничего другого как родиться вновь.

Это не стоит понимать как прогресс, какое-то нарастающее качество, движение к цели. Тут важен лишь этот переход, необратимое изменение. Как оно будет восприниматься: как удача или поражение, неизвестно. Но тяга к переменам – мощная сила. Мир должен продолжать вращаться, и каждый виток – это очередной любопытный взгляд за горизонт: «А что там?»

У новизны свои законы.
Захочешь что-то поменять,
и видишь - кто-то незнакомый,
в чем дело сразу не понять,

проступит вдруг из темноты –
теперь вот это будешь ты.


^

Наверх

15. Карта «Temperance», Умеренность

Эта карта – символ осознанных, согласованных действий. Кроули дал ей имя «Искусство». Это может быть и искусство поддерживать отношения, и искусство ведения войны. Искусство владеть собой, и искусство понимать других. В каждом случае имеется в виду не конечный результат творческой деятельности, а та узкая тропинка, срединный путь, который наверняка приведет к цели.

Это роль, которая в трансакционом анализе называется «Взрослый». Когда человек занимает несколько отстраненную позицию,основанную на беспристрастном рассмотрении различных (зачастую противоположных) точек зрения, когда ведутся искренние поиски компромисса, справедливого решения. Аккуратный перебор возможных вариантов поведения и выбор наиболее эффективного.

От умеренности не будет никакого толка, если человек ослеплен своими страстями, нечуток, нелюбопытен, просто не имеет достаточного жизненного опыта, не испытал другие стратегии. В этом случае умеренность оборачивается осторожностью, самоограничением, бездействием. Так, смешивая горячую и холодную воду, мы получим воду теплую. Умеренность же чудесным образом не растворяет один поток в другом, они текут вместе и одновременно раздельно. Переплетаются, когда это необходимо, и расходятся по желанию. Они даже могут (если возникла такая необходимость) смешаться с возникновением теплой воды. Но, нарушая все привычные законы, способны восстановить свою индивидуальность.

Лучший образ для иллюстрации этой карты Таро – дружба. Люди, овладевшие собственной индивидуальностью, освободившие ум от окостеневших программ, насладившиеся свободой и силой, ищут себе подобных. Это новое общество. Оно может состоять из двух, трех, неважно какого количества человек. Главное, что произошел выход из скорлупы своего индивидуального мира. Атомарные миры сливаются, с возникновением новых «молекул», свойства которых почти невозможно предугадать.

Напрасно в небо направляют телескоп,
пытаясь отыскать себе подобных.
Все утечет меж пальцами песком
и растеряется опять в разборках злобных.

Себя поймай, не выпускай из рук,
и сам собой тогда найдется друг.


^

Наверх

16. Карта «The Devil», Дьявол

Не напрасно есть такое устойчивое выражение: «змей сомнения». Возможно, это именно он подбивал попробовать плодов с дерева познания добра и зла. В таких случаях не требуется никакого конкретного змея, который прятался бы в тени ветвей. Но почувствовать его влияние можно как некое сомнение, смутное желание, возможно даже голос, который вдруг начинает звучать в голове.

Карта «Дьявол» символизирует эхо бессознательного, которое долетает до мира нашей повседневности. Давно не секрет, что человек осознает лишь небольшую часть своего «я». Где-то в глубине нашей души кипят страсти, о которых мы можем только догадываться. Они выдают свое присутствие внезапными желаниями, странными снами, неожиданными поступками и неопределенным томлением.

Есть знаменитая притча о дереве, исполняющем желания: «Человек, присевший в тени этого дерева, был уставшим и голодным. И тут же оказался в удобной постели и перед ним появился роскошный ужин. Наевшись, он стал размышлять о случившемся. И сразу понял, что здесь будут исполнены все его желания. Тогда он пожелал много денег. Они появились. Не удивительно, что человек тут же испугался за них и подумал, что могут прийти воры и отнять деньги. В тот же момент появились воры. Тогда человек испугался еще сильнее, так как воры могут не только ограбить, но и убить. И они тут же убили его». Похоже, что тут дьявол решил не прятаться в ветвях дерева, а просто стал им.

Человек гораздо сложнее той модели, которой он склонен себя заменять. И как бы он не пытался соответствовать этому придуманному идеалу, это не удается. Неконтролируемая сложность все равно дает о себе знать. Она как тень, всегда рядом. И эта тень «склеивает» человека придуманного с человеком реальным, да и не только с ним – со всем миром.

Говорят, что дьявол сидит в деталях. И это лишь метафорическая констатация того факта, что мы не можем все контролировать. Стоит лишь попытаться втиснуть жизнь в жесткую схему и тут же появляется дьявол. Он нарушит все планы, спутает карты, наводнит душу сомнениями.

И как только человек открывается миру, дьявол исчезает. Но зато становится очевидной дьявольская сложность этого божественно простого мира.

«О, черт!» – кричали мы не раз,
споткнувшись вдруг на ровном месте.
Мир не такой, как видит глаз,
хоть порознь наблюдать, хоть вместе.

Нет, в мире ровных нет дорог –
нежданно высунется рог.


^

Наверх

17. Карта «The Tower», Башня

На этой карте изображают не просто башню, а башню, разбитую молнией. Язык дает расшифровку этого символа. «Башню снесло» – это потеря разума. Во всяком случае такого, к которому все привыкли.

Споры о том, существует ли мир объективно, независимо от нашего сознания, никогда не прекратятся. Видимо потому, что тут невозможно ничего доказать, а можно лишь придерживаться той позиции, которая кажется наиболее правдоподобной. Но даже из независимо существующего мира человеку приходится выбирать. Выбирать заинтересовавшие его объекты или процессы. Интерпретировать выбранное. А потом запоминать. В этом есть элемент творчества, и здесь не обойтись без обучения. С самого рождения (а может быть еще и до него) человек учится воспринимать мир таким, как видят его родители, его учителя. Год за годом, камень за камнем возводится башня мироощущения, башня ума.

И как бы ни была хороша и прочна эта башня, она статична. Душевные перевороты, смена мировоззрения – это лишь перестановка мебели, установка и снос перегородок. Но капитальные стены остаются незыблемыми. Поиск неведомого, полная трансформация привычного мира, попытки превзойти самого себя требуют разрушения стен. Удар молнии, некое внешнее непреодолимое воздействие, может это сделать наверняка. Но, как правило, в результате остаются одни руины. Это сумасшествие, шизофреническое расслоение личности, болезненная беспомощность перед новым миром, показавшимся в трещинах стен. Так же как младенец требует защиты и заботы, так и перестройка башни требует много труда, времени и главное - учителя. Того, кто знаком с архитектурой твоей башни, знает способы относительно безопасной ее трансформации.

И, главное, новая башня не будет лучше, она будет просто другой. Возможно именно в этом смысл всех трансформаций – неутолимая жажда нового.

Пройтись по темным гулким коридорам,
сойти по лестнице этаж за этажом,
оставить пару писем кредиторам,
и выйти на порог, присыпанный снежком.

Когда же башню скроет горизонт,
раскрыть над головою пестрый зонт.


^

Наверх

18. Карта «The Star», Звезда

Удивительно, что яркие точки, появляющиеся на ночном небе, часто изображают в виде сложных геометрических фигур, наделяют их магической силой, одушевляют и боготворят. Звезда – это символ мечты, ориентир, путеводный маяк, без которого жизнь оставалась бы лишь более или менее замысловатым функционированием. Так же как и о точке, о мечте трудно сказать что-то конкретное, кроме того, что она есть. Уже потом, обосновавшись и утвердившись в душе, точка звезды обретает индивидуальные очертания - лучи, окружности, рельеф. Далекая и недостижимая, мечта обретает более привычные, земные формы, но все равно чувствуется – это лишь отчаянная попытка как-то ее приблизить.

Каждый – лишь мечта о самом себе. Для нее нет видимых границ. Сознание легко переносится из прошлого в будущее, произвольно меняет и то и другое, преодолевает любые расстояния, трансформируется и смотрит на само себя. Обычно это уже привычные, остекленевшие мечты – как традиционная верхушка у новогодней елки. Но время от времени человек замечает, что где-то там, в недостижимой высоте, есть и другие звезды – живые, мерцающие, непонятные. Настоящие.

Увидеть живую звезду нелегко. Яркий свет солнца, блеск луны, да и обычная уличная иллюминация, делают их почти несуществующими. Ну, может быть одна, самая яркая, вдруг привлечет наше внимание. Но стоит дождаться безлунную ночь, выйти в поле, и звезд уже не сосчитать. И чем внимательнее вглядываешься, тем больше их становится. Выбирай любую.

Поиск своей звезды, своего сокровенного, индивидуального я, приводит к удивительному открытию – «Я» оказывается тождественным космическому, объективному духовному началу. Тому, что обычно принято называть Богом. Ведь звезда - это то, что на нашем небе горит горячим животворным Солнцем.

Не сосчитать на черном небе звезд,
еще труднее угадать родную.
И тянем клювы жадные из гнезд,
схватить пытаясь, подойти вплотную

к тому, чему названия не найти.
И только просим об одном: «Свети!»


^

Наверх

19. Карта «The Moon», Луна

Есть неустранимое на человеческом уровне противоречие между тем,что каждый осознает свое «я» и тем, что оно окружено другими существами, тоже своими «я» обладающими. Попытки занять позицию «извне», искренне заинтересоваться судьбами «других» обычно оканчиваются вульгарной подтасовкой своих чувств, и выдумыванием ложных мотивировок. Поэтому наиболее честной на этом уровне осознания оказывается позиция индивидуалистическая. Когда приходиться признать, что собственное «я» лежит в центре личного (фактически единственно реального) мира, а «другие» не более чем его иллюзорные фрагменты. Это типичная романтическая позиция, которая совсем не обязательно сводится к так называемому эгоизму, но признает как установленный факт, что требования «я» являются главными, а все остальное вторично. Именно то, что это «я» требует, и будет создавать из человека или альтруиста, или эгоиста, или гуманиста, или мизантропа, или что-нибудь еще.

Карта Луна символизирует как раз такое романтическое сознание. Полное сосредоточение на своем «я» и на мире, воспринимаемом через призму собственного «я». Попытки максимальной самореализации, достижения идеального тождества с самим собой.

Луна, как символ поэзии, не случайна. Поэзия – математика человеческого «я», требующая честности, изобретательности и неустанного поиска ответов, которые очевидно лежат за пределами понимания. Это попытка достичь вечности, хотя бы в доступных, весьма ограниченных формах. Это полное осознание ограниченности своих возможностей, и безумное стремление вырваться из этих рамок. По сути, это финишная прямая, где за бесконечно далекой ленточкой бегуна ждет не лавровый венок победителя, а Неведомое.

Пусть пониманье мимолетно,
как человеческая жизнь,
но время наше всюду плотно,
надежды этой не лишись –

есть шанс, он может ускользнуть,
успей в глаза себе взглянуть.


^

Наверх

20. Карта «The Sun», Солнце

Эти две карты не случайно оказались рядом – Луна и Солнце. Удобнее всего рассматривать их как пару, которая отражает два различных способа восприятия мира. Если Луна символизирует мир романтический, в котором центром восприятия становится индивидуальность (с нее все начинается и к ней все сходится), то Солнце – это символ религиозного сознания, где смысл индивидууму придает лишь его причастность к внешнему центру, объединяющему все сущности в единую и неделимую сеть.

Солнце – гравитационный центр, вокруг которого вращается наш мир. Гравитация – универсальная сила, которая заставляет каждую частицу протянуть свою руку всем остальным частицам во вселенной. Солнце - это не только поставщик энергии, но и животворный поток низкоэнтропийного излучения, по сути дела, источник порядка и самоорганизации на нашей планете.

Солнце – символ слияния, самоотречения ради осознания или создания нового, когда межвидовая конкуренция замещается сотрудничеством, гармоничным взаимодействием. Границы «я» размываются. Точнее, осознается их неустойчивость, иллюзорность и, в конце концов, обреченность. Прорастающее семя, плодотворное слияние двух частиц жизни, гибель миллиардов живых существ, ради следующего витка эволюции - закономерные шаги, отождествление с которыми делают мучительные поиски смысла ненужными и даже мешающими.

Пчела, притягиваемая жаркой сердцевиной цветка, переносящая пыльцу, строящая соты. Точное следование инструкциям, принятие своей роли и самоотречение при выполнении долга. При этом наличие некого общего «я», имеющего свои потребности, желания и цели, стремление к осознанию это общего направления движения. Так видится роль индивидуальности, попавшей в поле притяжения объединяющего центра Солнца.

Ты за Луну или за Солнце?
Такой детсадовский вопрос.
Но «я» цепляется за сон, це-
на – вот где причина слез.

Легко себя перечеркнуть –
кто может выбрать этот путь?


^

Наверх

21. Карта «Judgement», Суд

По всей видимости, это то, что происходит непрерывно – раз за разом мы слушаем свидетельские показания, рассматриваем вещественные доказательства, потом следуют речи прокурора и адвоката, и, наконец, выносится приговор. Это происходит почти неосознанно, но это не отменяет реальность приговора. Часто мы с ним не можем согласиться, и тогда пишется апелляция, дело отправляется на доследование, и все повторяется снова и снова. И хорошо еще, если отпустили под залог.

Метафора процесса очень точна. Так что даже трудно сказать, что было в начале – суд, как общественный институт, или персональный суд, годами продолжающийся у нас в уме. И, конечно, рассматривается не одно дело. Обвинения смутны, причины путаются со следствиями, пострадавшие неожиданно становятся обвиняемыми, дела то сливаются в одно, то распадаются на отдельные процессы.

Все зыбко, фрагментарно, но, как структура, очень устойчиво. И не напрасно попаданию в рай предшествует суд, называемый Страшным. Это справедливый, но, что может быть более важно, окончательный суд. Потому что иногда кажется, что наказанием уже свершается, и оно заключается в этой бесконечной череде обвинений и оправданий.

Уж если уму так необходимо вести эти разбирательства, то можно искусственно видоизменить процесс. Сделать упор на сборе доказательств и выслушивании свидетелей. Максимально продлить эту фазу суда, так чтобы создавалось впечатление, что именно в этом заключается смысл происходящего. Техника перепросмотра собственной жизни типичный пример такой уловки. Сделать воспоминания осознанными, увидеть связи, скрепляющие жизнь в единое целое, посмотреть на себя со стороны – это долгий и кропотливый труд, но может быть этого так не достает нашему я? Может быть события прошлого, затерянные осколки личности просто требуют внимания? И как брошенные старики-родители они могут привлечь к себе внимание только одним способом – повесткой в суд.

Суд – это мучительное осознание разделенности, противоречивости. И не случайно за картой «Суд» идет карта «Мир». Это не только ощущение единства и гармоничного следования пути, но и мир, который обещан каждой душе.

Простая кропотливая работа –
собрать из тысячи фигур единый пазл,
не зная что получится, но что-то
наверно мир для нас прекрасное припас.

Не трубы ангелов, лишь флейта зазвучит,
и все позолотят вечерние лучи.


^

Наверх

22. Карта «The World», Мир

Эта карта заканчивает череду образов Таро и почти совпадает по смыслу с первой картой, с джокером, с Глупцом. Но в отличие от нее, Мир не только предлагает бесконечный веер возможностей. Он еще и непосредственно дан как одна из этих возможностей.

Пока человек раздумывает над смыслом жизни, над своим положением в мире, над неразрешимой задачей своего существования, он придумывает разные теории, более или менее убедительные ответы. Но один из ответов дан непосредственно – он перед нами. Это максимально точный и полный ответ, более того, он индивидуальный, такой, что подходит именно вам. Конечно, и его тоже недостаточно. Но тогда остается сделать свою жизнь как можно более разнообразной, чтобы ответов этих становилось все больше и больше. Возможно, найдутся и такие, для кого эти многочисленные ответы когда-нибудь сольются в один.

Мир, как мы его знаем, и «Я» функционально неразличимы. Так называемый «внешний» мир – лишь одно из представлений этого всеобъемлющего «Я». И каждый может сделать этот личный мир лучше, прибирая, как Маленький Принц, свою планету. И тогда может быть настоящий Мир станет нам немного ближе, интереснее и добрее. Что бы это ни значило.

Земля, трава, деревья, облака,
любовь, тревога, радость, заблужденье...
всего не перечислите, пока
весь мир не вспыхнет на одно мгновенье.

И этот свет, бескрайние лучи,
сольются в телеграмму. Получи!


^

Наверх